Естественные и рукотворные токи #003

Здесь, в городской земле, для токов очень широкий выбор путей: рядом с трамвайными рельсами целая сеть подземных металлических водопроводов, газопроводов, кабелей, железобетонные фундаменты домов и другие сооружения. Нет необходимости сравнивать продольную электрическую проводимость грунтов и коммуникаций для объяснения обратного пути токов утечки с рельсов именно по металлу подземных сетей. Эти токи и называют «блуждающими». Почему возникло такое название? Если недалеко от трамвайных рельсов измерять электрическое поле в земле, прибор почти в каждое мгновение будет показывать отсчет, отличающийся от предшествующих по величине и знаку. Это означает, что сила и направление токов в земле все время изменяются, они как бы блуждают. Однако этот хаос лишь кажущийся. На самом деле все физические параметры необычного поля токов подчинены «возмутителю спокойствия» — трамваю. Увеличился ток, протекающий через моторы трамвая тронулся с места вагон — и блуждающие токи тотчас отозвались на такие изменения. В местах, где блуждающие токи проникают в коммуникации, ничего опасного для последних не происходит. В худшем случае, при большой величине токов, отслаивается противокоррозионная изоляция.


А разрушения самих коммуникаций — коррозия — приурочены к зонам, часто далеко удаленным от этих мест. Только там, где токи покидают трубы или кабели, на поверхности металлов остаются язвы, а иногда и дыры: 1 А тока за год «съедает» около 10 кг стальной трубы или 32 кг свинцовой оболочки кабеля. Даже при самом тщательном соединении стыков рельсов утечка тока со временем достигает почти 15% общего потребления. Вот и получается, что проехав из одного конца города в другой на трамвае, можно вывести из строя несколько тонн металлических коммуникаций. Одно время на эти бедствия смотрели как на временные: мол, дни трамваев сочтены, их вот-вот вытеснят бурно развивающиеся другие виды транспорта — автобус, троллейбус, метро. Но в семидесятых годах во всех вновь заговорили о ренессансе трамвая. Важнейшие его преимущества перед другими видами наземного транспорта — экономичность, вместимость и то, что он не загрязняет воздух, — обеспечивают ему хорошие виды на будущее. Его рельсовые пути протянулись более чем на 9 тыс. км, т е. по своей длине почти равны протяженности России в меридиональном направлении. Проблема защиты от коррозии, вызываемой блуждающими токами, приобрела общегосударственный характер в связи с большими убытками. Казалось бы, кому как не геофизикам заняться исследованием таких неприятностей. Само название таких токов — «блуждающие» старшие поколения геофизиков впервые прочитали в книге Франца Оллендорфа «Токи к земле», ныне ставшей библиографической редкостью. Приобретите недорого crazy monkey игровой автомат в нашей организации.

Понравилась запись? Оцените и расскажите друзьям. Спасибо!


<>
 
<>
640ef638a0bc281b16e22cf4b801c0ca